Главная Публикации Региональные системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе ГИС-технологий и дистанционного зондирования земли

Наши контакты

Телефон: (495) 604-45-73
Факс: (495) 604-45-73
E-mail: info@arsint.ru
Адрес: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д.3, к.2

Прогноз погоды

Яндекс.Погода

Посетители

Региональные системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе ГИС-технологий и дистанционного зондирования земли PDF Печать E-mail
19.10.2012 15:15

В последнее время в регионах активизировались работы по формированию информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании. Интерес к этому направлению связан с необходимостью повышать адресность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при усилении ответственности регионов, с необходимостью расширять налогооблагаемую базу, сохранять пахотные земли, как важнейший национальный ресурс, развивать инвестирование в агробизнесе, развивать страхование в АПК. Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий» «Далее Концепция госмониторинга земель сельскохозяйственного назначения») и это также способствовало усилению значимости этого направления работ.

Положения утвержденной Правительством «Концепции госмониторинга земель сельскохозяйственного назначения», будут реализованы в результате создания Системы государственного мониторинга земель» (СГМЗСХН), которая охватит все уполномоченные органы государственной власти (федерального и регионального уровня) и местного самоуправления. Региональный и муниципальный уровни такой системы, наряду с федеральными центрами агрохимической службы, будут иметь важнейшее значение.

На текущем начальном этапе создания всей Системы важно правильно выбрать оптимальные решения по нормативной базе, регламентам функционирования, архитектуре, функциям, стандартам информационного взаимодействия, которые будут реализованы во всех элементах Системы. Важно отработать такие решения в рамках плотных проектов в опорных зонах.

Сейчас появляется много предложений, ссылающихся на «Концепцию..», причем зачастую эти предложения не совсем точно трактуют «Концепцию….». Так что вначале напомним о положениях этого документа.

В соответствии с «Концепцией….» при проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель проводятся регулярные наземные наблюдения, дистанционное зондирование земли и формируются государственные информационные ресурсы, призванные решать следующие задачи:

  • своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений,
  • прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
  • мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
  • ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;
  • формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;
  • обеспечение доступа органам исполнительной власти, осуществляющим государственный земельный контроль, юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель; в том числе в рамках представления государственных услуг.


Итогом государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначение должно быть не столько формирование баз данных и ГИС-проектов, сколько предоставление актуализированной, юридически значимой информации, используемой в том числе в хозяйственной и судебной практике. Система будут многоуровневой, но будет создаваться не автономно, а вплетаясь в действующие административные структуры. Для эффективного функционирования такой Системы важно, чтобы ее функции учитывали бы действующие полномочия и интересы для каждого участника Системы, на каждом уровне. Система должна своими возможностями дополнять те обязанности, которые уже возложены на административные структуры и их сотрудников. Например, если рассчитывать на получение данных по использованию земель сельскохозяйственного назначения от администраций сельских поселений, то необходимо, чтобы эти данные формировались наряду с похозяйственным учетом, регистрацией пребывания, мониторингом налогооблагаемой базы, с автоматизацией выдачи справок гражданам, списков в вышестоящие организации и с другими операциями. Только такая «дружественная» архитектура многоуровневой Системы обеспечит ее функционирование, востребованность и точность работы. Кроме этого, в Системе должен быть заложен технологический механизм саморазвития по мере уточнения задач и потребностей в процессе эксплуатации. Такой подход имеет принципиальное значение, так как только региональный и особенно муниципальный уровни являются наиболее действенным источником первичной информации о земельных ресурсах.

Информация, предоставляемая Системой юридическим и физическим лицам и органам государственной власти должна обеспечивать решение различных задач, и этот перечень будет только уточняться по мере эксплуатации Системы:

  • Паспортизация земельных угодий и сельхозтоваропроизводителей, обеспечение процедур по разграничению (изменению) границ или категорий земель сельхозназначения и земель других категорий.
  • Мониторинг правового режима использования земельных угодий.
  • Предоставление официальных данных о землепользовании при оформлении государственной поддержки, реализации инвестиционных проектов, заключении договоров страхования в АПК и др.
  • Безопасность производств при выращивании сельхозпродукции и кормов.
  • Выявление земель, подвергающихся негативным факторам – опустынивание, эрозия ландшафта, заболачивание, антропогенные загрязнения, анализ источников и механизмов и информационное обеспечение разработки проектов по предотвращению негативных воздействий.
  • Формирование заданий на проведение мелиоративных работ и мероприятий по восстановлению плодородия почв с контролем результатов таких мероприятий.
  • Выявление неиспользуемых земель и инициализация мероприятий по их изъятию и перераспределению.
  • Разработка сценариев и информационное обеспечение работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • Формирование прогнозов в соответствии с доктриной продовольственной безопасности.
  • Планирование социального развития села и развития социальной инфраструктуры АПК.

Многоплановость этого перечня показывает, что важнейшие потребительские качества системы будут связаны с ее возможностями гибко встраиваться в различные информационные процессы, с возможностями воспроизводства административных регламентов и интеграции данных из самых различных источников. В «Концепции ….» также отмечается, что формирование государственных информационных   ресурсов будет осуществляться на базе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с использованием данных как Министерства сельского хозяйства   Российской Федерации, так и других федеральных органов исполнительной власти, и региональных источников. Для этого с одной стороны важно провести апробацию разных вариантов и выбрать наилучшие решения, но важно не допустить процесса лавинообразного появления разных субъектовых систем, что приведет к территориальному разнобою и структурной раздробленности информационных ресурсов. А такая опасность существует, когда в отдельных субъектах федерации начинают проводить независимые разработки Систем.

В Минсельхозе России в рамках полномочий по учету и эффективному использованию закрепленной за отраслевыми организациями федеральной собственности создана и эксплуатируется автоматизированная информационная система «Реестр федеральной собственности АПК».

Эта система зарегистрирована как федеральная информационная система. В системе реализован механизм актуализации информации, получаемой почти от 500 подведомственных организаций, размещенных по всей территории России. Учтено около 11 тыс участков, 30 тыс строений-сооружений, правоустанавливающие документы, формы использования, данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций, инвестиционные проекты, документооборот по земельно-имущественному комплексу организаций.

Реализованные и отработанные решения можно отнести к двум группам: методические и организационные и технологические.

Методические и организационные:

  • Документирование всех потоков данных, вошедших в информационный ресурс.
  • Обеспечение полноты информации за счет первичной консолидацией данных из всех источников и последующей “ответственной верификацией”.
  • Только “электронное” взаимодействия с “источниками данных” и участниками работ (терорганы Росреестра, Росимущество,   подведомственные организации).

Технологические:

  • Использование ПО “коробочного типа”. Установка и эксплуатация в подведомственных организациях силами самих организаций.
  • Использование ПО с инструментом развития функционала АИС РФС АПК, Реализация модуля анализа ФХД по заданию Депземполитики, формирование ИР по схемам территориального планирования.
  • Совмещение учетно-аналитического блока АИС РФС АПК с ГИС-модулем, использование космических снимков из ресурсов открытого доступа с АПК.

На следующем рисунке показан функционал АИС РФС АПК и организация интерфейса:

2011ris1s

 

Далее показаны образцы экранных форм АИС РФС АПК, характеризующие состав информации в системе:

2011ris2s

Показана экранная форма для учета земельного - имущественного комплекса подведомственных организаций в РФС АПК, в которую также включены данные деятельности организаций.

2011ris3s

Полные сведения об организациях, представленных в экранных формах учетно-реестрового модуля АИС РФС АПК, дополняются пространственными данными о дислокации закрепленных объектов, отображаемыми средствами ГИС-модуля. Обе технологии объединены в рамках единого продукта с единым интерфейсом.

2011ris4s

Система позволяет загружать данные космической съемки в том числе из публичных источников для отображения положения объектов.

 

2011ris5s

 

При изменении масштаба система показывает контура кадастровых участков, загруженные по схемам, полученным от Росреестра.

Функционал существующего варианта АИС РФС АПК доработан для учета задач в региональной системе, в результате создана готовая к тиражированию система мониторинга для отработки на региональном уровне. Созданная АИС РФС АПК по масштабу уже соответствует объему региональной системы мониторинга земель, а за счет архитектуры территориальной распределенности может быть отмасштабирована для СГМЗСХН в целом.


Для этого функционал АИС ФС АПК дополнен рядом блоков:

  • Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения
  • Ведение паспортов сельхозтоваропроизводителей
  • Поддержка единого информационного ресурса плодородия земель сельскохозяйственного назначения   территории и ресурсов АПК
  • Обеспечение адресной господдержки сельхозтоваропроизводителей: дотации, субсидирование процентов по кредитам
  • Обеспечение услуг при формировании инвестиционных проектов в АПК, оптимизация инфраструктуры по территории
  • Выявление неиспользуемых земель и организация их изъятия
  • Обеспечение заданий на эксплуатацию и развитие мелиоративных систем
  • Обеспечение заданий на мероприятия по повышению плодородия почв
  • Информационная поддержка страхования в АПК


Полный перечень функций, реализуемых в региональном модуле СГМЗСХН, показан на следующем рисунке:

2011ris6s

Средствами регионального модуля СГМЗСХН ведется учет всех земельных ресурсов (пашня, история полей, пастбища и луга, многолетние насаждения, залежь, показатели почвенного состава) и организаций агропромышленного профиля, использующих земельные ресурсы, ведется учет объектов инфраструктуры, сбираются сведения о всех видах господдержки, оказываемой сельхозтоваропроизводителям, ведет учет всех используемых информационных ресурсов, в том числе данных космической съемки, учет организаций, уполномоченных вести наземные наблюдения и пробоотбор, учет всех документов, выпускаемых по результатам мониторинга. Модуль также позволяет формировать систему любых статистических показателей по результатам сбора данных. При этом учетные функции и ГИС-компоннета также объединены в едином программном интерфейсе.

Первым этапом создания информационного ресурса для СГМЗСХН должна стать инвентаризация всех земель сельскохозяйственного назначения. Наряду с использованием ранее созданных информационных ресурсов, для этой задачи важнейшую роль следует отвести администрациям муниципальных образований, в особенности сельских поселений.

Например, в Ростовской области проводилась большая работа по оцифровке контуров полей, по сбору данных по истории полей, по химическому составу почв. Подготовлены данные практически по всем полям области. Накоплены методические наработки и результаты тематического дешифрирования космических снимков для определения посевных культур, выявления эрозии почв, уточнения величин посевных площадей. Все эти результаты совместимы со структурой и форматами данных СГМЗСХН регионального уровня на базе технологий АИС РФС АПК. Эти данные в самые сжатые сроки могут быть объединены в рамках регионального пилотного проекта СГМЗСХН.

2011ris7s

На этом рисунке показан интерфейс системы СГМЗСХН на базе АИС РФС АПК с отдельными фрагментами карт-схем полей по Ростовской области, (Мясниковский район) и возможности функций ГИС модуля для загрузки данных из внешних источников и формирования картографического проекта.

Данные уточняются сведениями космической съемки (см. следующий рисунок):

 

2011ris8s

 

Ранее отмечалось, что важнейшим компонентом формирования данных для СГМЗСХНВ должны стать органы муниципального уровня и особенно сельское поселения, которые должны от Системы получить инструменты для решения «своих» задач. В программной среде АИС РФС АПК, созданы и уже много лет успешно функционируют системы для муниципального уровня (похозяйственный учет, управление имуществом). Этими системами можно дополнить показанный выше региональный модуль СГМЗСХН.

На базе этих модулей можно решать следующие задачи в рамках СГМЗСХН:

  • Первичные данные о землях сельскохозяйственного назначения
  • Первичные данные о предприятиях АПК, ведущих деятельность на территории образования
  • Исполнение адресной господдержки сельхозтоваропроизводителям
  • Похозяйственный учет
  • Формирование налогооблагаемой базы, уточнение площадей угодий
  • Выявление не используемых земель
  • Развитие инфраструктуры сельских территорий
  • Формирование истории полей

На следующем рисунке показано меню функций существующей системы для похозяйственного учета (АИС САО). Эти системы эксплуатируются в Московской, Ярославской, Ростовской, Челябинской областях, в Республике Саха(Якутия). Видно, что состав функций АИС САО существенно шире одной задачи формирования данных о землях и их использовании, что соответствует озвученной выше концепции Системы.

2011ris9s

Технологии АИС РФС АПК позволяют обеспечить весь цикл подготовки данных для учета земель, что показывают следующие рисунки.

2011ris10s

Формирование данных о населенных пунктах, объектах инфраструктуры и подворьях по данным космической съемки.

2011ris11s

2011ris12s

Оцифровка полей на территории сельского поселения по данным космической съемки, контроль (корректировка) площадей полей.

2011ris13s

Отображение истории полей (цветом показаны различные культуры) на разные годы, полученное автоматически средствами Системы.

2011ris14s

Отображение истории полей при подготовке документов.

2011ris15s

Отображение состава почв (здесь подвижный марганец – желтый норма, красный – больше нормы) для схемы хозяйства.

Таким образом, методические, организационные и технологические решения АИС РФС АПК готовы к тиражированию для использования при создании многоуровневой Системы госмониторинга сельхозземель, в которой вертикаль интеграции данных сочетается с заинтересованностью всех участников в создании и использовании информационного ресурса по сельхозземлям (по горизонтали)

Решения РФС АПК готовы к поведению апробации госмониторинга сельхозземель в ряде регионов, которые проявят заинтересованность в такой работе.